Домой Шоу бизнес Куда подевались настоящие писатели: перед русской литературой стоит проблема выживания

Куда подевались настоящие писатели: перед русской литературой стоит проблема выживания

4
0

Инженеров человеческих душ низвели до статуса тунеядцев Поделиться

«Первое, что должен сделать писатель, — это найти другой источник дохода». Данное высказывание, если верить Интернету, принадлежит американской писательнице Эллен Гилкрист. Фраза забавная, но, что печально, она уже долгое время актуальна и для наших отечественных «инженеров человеческих душ».

Куда подевались настоящие писатели: перед русской литературой стоит проблема выживания

Современный российский читатель требует новых гениальных книг и часто сетует: литературный процесс буксует, книжек море, а шедевров мало, перевелись на Руси мастера слова, иссякли таланты. И многие вопрошают: куда же подевались настоящие писатели?

В нашу ускоренную эпоху среди множества модных профессий писателям, к сожалению, места не нашлось. Уже более тридцати лет они являются лицами без трудового стажа на наших бескрайних российских просторах. В нынешние времена авторы книг практически забыли, что такое гонорары, их лишили минимальных социальных гарантий, возможности публиковать свои произведения. Несешь свой труд в издательство или типографию — доставай бумажник. Особенно бесправными оказались профессиональные бывшие советские писатели, перемещенные новым российским законодательством в ранг тунеядцев.

Можно пофантазировать, что произойдет, если, к примеру, выпустить на поле футболистов, лишив их материальных стимулов и прочих «плюшек». Ответ очевиден: профессиональный футбол мгновенно скукожится, превратится в дворовый, станет любительством в чистом виде. Так и в литературе: вместо талантливого, выношенного автором и содержательного произведения мы получаем наспех состряпанное бездарное бульварное чтиво. Ведь задача коммерсантов, в цепких лапах которых находятся те, кто посвятил себя литературному творчеству, не воспитать, просветить, духовно обогатить читателя, а исключительно получить прибыль. Они направляют книгоиздательское дело и усилия авторов в нужное им русло. Падает не только интеллектуальный писательский уровень, но и читательский. Процесс взаимосвязан.

Сложно представить творческие взлеты у людей любых других профессий, даже самых древних, где их представителей вдруг лишили бы не просто поддержки, а возможности элементарно себя прокормить, обрекая на нищету. Сегодня появились новые профессии: бариста, или, по-нашему, кофевар, который «авторствует» над кофейным напитком, барбер, колдующий над брутальной бородой, и пр. И трудятся они совсем не бесплатно. Что уж говорить про мастериц гладкого шеста, демонстрирующих свои изгибы. С телеэкрана обольстительницы даже открыто предлагают ввести для себя градацию: актриса флирта первой категории, хореограф на пилоне. Эти профессии уважают, воспевают, у их представителей есть трудовые книжки. У писателей их нет, как и нет такой профессии в реестре творческих специальностей. Бесспорно, у каждого свои таланты, но факт, что литературно одаренных людей сдвинули на самый край социального поля, принимая их способности за блажь чудаков. Литературное дело переведено в любительство. Проблема выживания русской литературы растянулась аж на треть века.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Трем злоумышленникам предъявлены обвинения за шантаж Михаэля Шумахера

В 1991 году Ельцин и компания на корню ликвидировали господдержку этой жизненно важной сферы, и не только материальную, фактически закрыли литературный процесс как лишний и ненужный в наступившем капитализме. В новых демократических условиях власти было достаточно прикормить лишь пару десятков наиболее надежных перьев. В итоге и «новые-старые» либеральные писатели, и те, кто придерживался традиций русской, советской литературы, в массе своей оказались на обочине, в одной тонущей лодке и без штанов. И эта инерция в духовной сфере продолжается и по сей день.

Писательство из уважаемой профессии переродилось в самодеятельность, хобби. А ведь это труд, причем тяжелый, ответственный, мучительный, требующий помимо профессиональных навыков мастерства, большой самоотдачи, времени и таланта. Поле, которое освободили от «лишних» писателей, заняли щелкоперы всякого рода, графоманы при деньгах и провокаторы. Свято место пусто не бывает.

Созданный в СССР в 1934 году уникальный Союз писателей принял в новой России декоративные очертания, разделившись на автономные образования (союзы) по политическим пристрастиям. Множественность писательских союзов размывает профессиональные критерии, ведь каждая подобная НКО утверждает свои стандарты.

В Союзе писателей времен СССР был высочайший ценз художественного мастерства, он объединял достойных авторов со всех бывших советских республик вне зависимости от их взглядов, национальностей и творческих методов. Большой Союз, имевший права, материальные ресурсы, встроенный в общественную жизнь и решавший общегосударственные задачи, исчез как дым, пустив литературный процесс на самотек. В России до сих пор не принят давно обещанный закон о творческих союзах. Показательные масштабные мероприятия, выставки лишь маскируют проблему. Вот и получается, что писатели вне правового поля, как бы сбоку, на периферии, на обочине культуры. А без правового статуса мастера слова лишены всякой социальной защиты.

В целях поддержки писательского сообщества в 2022 году при Министерстве цифрового развития был создан экспертный совет по литературной деятельности, там же распределяются всевозможные премии и субсидии. Увы, такое подспорье для писательского сообщества словно капля в море. Литература и цифровое министерство. Какая вообще здесь может быть связь? Многие писатели и литераторы тонут в размышлениях на этот счет.

Литературно-издательский процесс в России запутан, словно фондовая биржа, и чтобы выловить рыбку (грант на издание своего произведения), писателю надо быть не менее ловким и проворным, чем биржевому брокеру. Не всем творцам это дано. Достаточно зайти в любой книжный или побывать на ярмарке, чтобы увидеть, кому в итоге эти гранты достаются. Читатели и писатели не один год бьют в набат о засилье в литературе графоманской продукции.

Между тем сейчас России и всей нашей евразийской цивилизации необходимо выдержать не только силовой, но и смысловой вызов коллективных западных сил. Как это осуществить без профессиональных писателей — представляется с трудом. Нет писателей, нет стихов, пьес, повестей, романов, нет пищи для сценариев, в итоге нет достойных кинофильмов, театральных постановок, телесериалов. Все взаимосвязано. Цепочка «писатель–издатель–магазин–власть» давно разрушена. Нет целостной, отлаженной системы, регулирующей литературный процесс.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Футболист, модник, весельчак»: внебрачный сын Пьера Нарцисса впервые посетил Россию

Писателей вывели из числа тех, кто формирует общественное сознание. Сейчас главную нагрузку в духовной сфере несут журналисты, медиаструктуры И, пардон, блогосфера. А ведь писательский взгляд — это не просто информирование, злободневная критика или политическая пропаганда, он устремлен в глубины жизни и человека, в будущее. Писатель интересен своими образами, философской мыслью, своими обобщениями, социальными прогнозами. В этом плане наша эпоха оказывается попросту голой, непонятой и глубоко не осмысленной. Недаром никак не рождается образ будущего стран всего постсоветского пространства. Мы все парим в неопределенности.

Литературу перевели в экономическую плоскость. Монополию на слово передали коммерсантам. Мы забываем, что книжное дело — это прежде всего дело государства. Здесь в один поток сливается и материальное, и духовное, и нравственное. Прибыль и воздействие на сознание граждан, просвещение, укрепление патриотизма, воспитание и интеллектуальное развитие подрастающего поколения — все это Книга. Но, как и другая творческая, писательская деятельность требует особого внимания, интереса, усилий и помощи со стороны властей. «Литература, как и наука, создается не по грантам. Литература — дело державное, дело стратегическое», как отметил оренбургский писатель Михаил Кильдяшов, выступая в Общественной палате РФ. Но пока, как видим, интереса мало.

Прикоснемся к одному из ярких литературных событий последнего времени. Бывший телевизионный шоумен неожиданно разродился книгой. Что же это за труд? Вместо текста там пустые страницы, их немало. «Начинаешь листать — захватывает», как отметил сам «писатель», презентуя свой шедевр в одном из книжных магазинов. Конечно, остроумно. Теперь новоиспеченному автору можно задуматься и о собрании сочинений. Книга превращается в стеб, она не нужна. Вспоминается старый анекдот про писателя, который принес в издательство свой роман. Начинался он так: «Граф залез на коня», и далее: «Тык-дык, тык-дык, тык-дык, тык-дык» — и так все 350 страниц. Роман завершался фразой: «Граф слез с коня». Высмеивался писатель-графоман. Однако нынешний креативный автор пошел еще дальше, сэкономив типографскую краску, оставил страницы даже без «тык-дык». Но против кого направлено острие ума современного юмориста? Высмеять книгоиздание и забыть? Такое будущее отечественной литературы второго тысячелетия? А что же подрастающие поколения будут читать в свободное от уроков и ночных клубов время? Наверное, эсэмэски в гаджетах…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь