Страсти вокруг «лицевых покрывал»: нарушение прав или угроза национальной безопасности Поделиться
На волне толков и споров вокруг допустимости никабов в РФ, в Госдуме предложили полностью запретить ношение религиозной одежды и атрибутики в учебных заведениях. Чем сразу навлекли гнев муфтиев Северного Кавказа и других мусульманских лидеров, которые сочли предложение антиисламским.
Предложение о запрете религиозной атрибутики в учебных заведениях (детсады, школы, колледжи и вузы — авт.) внес вице-спикер ГД Владислав Даванков. Депутат счел, что «запрет на ношение в образовательных организациях религиозной одежды, одежды с религиозными атрибутами и (или) религиозной символикой» может быть закреплен в локальных актах учебного заведения.
В пояснительной записки к законопроекту упоминается «высокий уровень террористических угроз (в ряде субъектов РФ введен бессрочный высокий, желтый, уровень террористической опасности)». Слишком закрытая одежда или головной убор «с закрытым или частично закрытым лицом», в частности, мешает работе видеокамер.
Возможный запрет на «религиозный вид» учащихся, который, помимо мусульманской одежды, касается крестиков или звезд Давида, любого отражение атрибутов веры во внешнем виде, подвергся критике со стороны исламского сообщества.
Предложенный законопроект последовательно осудили муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, муфтий Башкирии Айнур Биргалин: дескать, если закон будет принят, нарушит права верующих мусульман. А вот координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) не ограничился «нотой протеста», но и направил жалобу спикеру Госдумы Вячеславу Володину и президенту России.
Муфтии Северного Кавказа сочли, что в проекте закона «неоднократно затрагивается именно и только исламская религия, говорится о примерах запрета именно исламской одежды». В заявлении на имя главы нижней палаты парламента муфтии Кавказа просят не принимать закон «в целях недопущения государственно-конфессионального, межнационального и межконфессионального раскола», называя его «антигосударственной и антирелигиозной инициативой». Хотя, в сущности, речь идет только о возможности учебного заведения принять ограничение.
— С юридической точки зрения ситуация спорная, — считает юрист Станислав Попов. — Авторы ссылаются, в частности, на статьи федерального закона «Об образовании», где заявляется светский характер образования и равные условия обучения для всех, независимо от религиозных убеждений. Но есть и всем известная статья Конституции, где говорится о свободе совести и вероисповедания, «включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой». Конституция имеет верховенство над всеми законами, включая федеральные.
Идея полностью запретить в школах, вузах и других учебных заведениях России хиджаб, закрывающий волосы и часть лица, не говоря уж о никабах (платок, полностью скрывающий лицо с прорезью для глаз) или паранджу, которая закрывает лицо полностью густой сеткой, не раз выдвигалась общественными и политическими деятелями. Дискуссии более 10 лет, но единого решения так и не принято.
Теперь на фоне роста религиозного фундаментализма в исконно мусульманских регионах РФ власти размышляют над тем, чтобы запретить как минимум никабы. И не только в учебных заведениях, а повсеместно.
Как известно, есть страны, полностью нетерпимые к мусульманским платкам в общественных заведениях, под которыми подразумеваются и места учебы. Наиболее известна Франция, где закон введен в 2011 году. За его нарушением следует крупный штраф и обязательное посещение курсов гражданской грамотности.
Похожий бескомпромиссный запрет на хиджаб и другие «религиозные платки» введен в Бельгии и Нидерландах. Не одобряется никакое нарушение школьной формы в Японии. Запрет есть и в консервативных штатах США, где приняты местные акты «об ограничении религиозной символики». Запрет на хиджаб действует в наиболее «исламской» провинции КНР,Синьцзян-Уйгур.
Никаб в общественных местах запрещен в большинстве стран мира. Например, в мусульманской Турции, где никаб нельзя носить в государственных заведениях из-за принципа секуляризма — разделения религии и государства. С 2017 года ношении «никаба, паранджи, других лицевых покрывал в общественных местах», включая учебные заведения, запрещено в Таджикистане. Указом президента Каримова это было сделано для «борьбы с радикальным исламом и поддержания национальной безопасности.