Содержание
Ровно 125 лет назад на свет появилась гениальная советская актриса Фаина Раневская, которая вмиг завоевала народную любовь. Легендарная актриса оставила после себя яркий след в истории театра и кинематографа, несмотря на то, что к ее титулу королевы часто любят добавлять — «второго плана». Согласиться с этим категорически невозможно. Даже эпизодические роли с участием Раневской запросто можно приравнять к настоящим бриллиантам, а ее едкие и точные фразы, полные уникального юмора, не устают цитировать по сей день. Однако жизнь великой актрисы была далеко не безоблачной — за стеной смеха скрывалось чудовищное чувство одиночества. Артистка умела любить, но с семьей не задалось — всю себя без остатка она посвятила искусству.
Гадкий утенок и первая любовь
Родилась Фаина Раневская в богатой таганрогской семье Герша Фельдмана. Была она самым младшим, четвертым ребенком в семье. Любви и ласки родителям на дочку уже не сильно хватало. Внешние данные Фанни Фельдман (так девочку назвали при рождении) были совсем скромными по меркам ее семьи. На фоне сестры-красавицы Фаина выглядела гадким утенком, который к тому же сильно заикался.
Подругами девочка не обзавелась, а школа вызывала у Фанни лишь приступы зевоты и тошноты. Зеленый свет в конце тоннеля все же забрезжил, когда будущей актрисе исполнилось 14 лет. Она влюбилась впервые, однако это прекрасное чувство не отпускало ее до последнего вздоха. Предметом воздыхания Фаины раз и навсегда стал театр. После этого она старалась не пропускать ни одну постановку, а чеховский «Вишневый сад» во МХАТе и вовсе покорил ее до глубины души. Сцена так сильно манила Фаину, что совсем скоро она сбежала в столицу навстречу мечте.
Трудности таланту не помеха
Однако столица желаемого гостеприимства Фаине не оказала. Ни одна известная театральная школа не приняла девушку — ее посчитали недостаточно способной, да и красотой она не отличалась. Уже будучи известной Раневская сказала знаменитую фразу, которую обратила в адрес одной из коллег. Про девушку говорили: «Природа щедро одарила ее красотой», в ответ на это Фаина произнесла: «А на талант подарков не хватило».
Сама же Раневская прекрасно понимала, что одного таланта мало — его нужно взращивать и доводить до уровня мастера. Именно поэтому после многочисленных отказов будущая звезда не отчаялась — характер не позволил.
«У меня не плохой характер, он просто есть», — говорила Фаина.
И с этим сложно не согласиться. Сильная духом девушка жила практически впроголодь, питаясь лишь хлебом и водой, чтобы оплатить частные уроки. Небольшие деньги она получала за работу в массовке провинциальных театров.
Революция заставила семью Фельдман срочно эмигрировать. В будущем близкие люди еще увидятся, но эти встречи можно будет пересчитать по пальцам.
А пока молодая и амбициозная актриса продолжала покорять Москву. Этот путь сопровождался удивительными знакомствами. Выступление гениальной провинциальной актрисы Павлы Вульф, которая периодически заглядывала в столицу, покорило Фаину Георгиевну — на следующий же день она уже стояла на пороге артистки и умоляла принять в труппу. Чтобы выпроводить настойчивую девушку, Вульф сказала ей выучить любую роль по одной из пьес. С этой задачей Фаина справилась великолепно — тогда Павла Леонтьева поняла, что перед ней настоящий бриллиант. Именно она стала первым театральным педагогом Раневской и по совместительству близкой подругой. Теплые отношения актрисы бережно пронесли через всю жизнь.
Псевдоним Фаины, совпадающий с фамилией героини любимого актрисой «Вишневого сада», появился благодаря случаю. Однажды, когда девушка прогуливалась с поклонником по улице, у нее открылся кошелек. Все купюры разметал ветер, однако это событие вызвало улыбку у актрисы и интересный диалог с удивленным молодым человеком.
«— Денег жаль, зато как красиво они улетают!
— Да ведь вы Раневская! Только она могла так сказать!
— Скорее уж Раневская — это потому, что я все роняю».
«Я ведь упряма, как телеграфный столб!»
Сцена открылась для Раневской с массовки в Малаховском драматическом театре. После этого тернистый путь пролегал через полстраны — актриса выступала на подмостках от Ростова до Баку. И если роман с театром у нее продлился долгий, то в личной жизни ее ждало разочарование. Первой и последней любовью артистки стал молодой красавец, который однажды неожиданно для Фаины сам напросился к ней в гости. Однако окрыленную 19-летнюю девушку ждала неудача — молодой человек пришел к ней в гости со своей возлюбленной и попросил Фаину пару часов погулять.
Однако поражение на романтическом фронте было совершенно ничтожным по сравнению с тем, что пришлось пережить Раневской во времена военного коммунизма и гражданской войны, которую она застала в Крыму. Голод мучил Фаину, но на ее безупречную игру трудности не могли повлиять. Хотя сама актриса такую формулировку мастерства воспринимала в штыки: «Я не признаю слово «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно».
В начале 30-х годов Фаина Раневская вернулась в столицу и сразу ринулась в бой — выбила себе место в труппе Камерного театра. Знаменитый театральный режиссер Александр Таиров сначала скрепя сердце дал актрисе отыгрывать персонажа Зинку в «Патетической сонате», однако быстро изменил свое отношение к девушке. Раневская была вне себя от счастья, когда мэтр привел ее игру всем в пример. Когда Таиров умер, актриса еще долго не могла прийти в себя: бессонница, поход к психиатру.
После Камерного театра актриса подалась в Театр Красной Армии, откуда ей с трудом удалось «сбежать» — не хотели отпускать. После этого стала выступать в Малом, о котором всегда грезила, а позже — в Театре имени Моссовета, Пушкинском театре. Удивительно, но главные роли постоянно обходили стороной Раневскую. Однако артистка порой умудрялась затмить прим своими второстепенными персонажами. Коллеги от этого были не в восторге. Но, будучи человеком с большим сердцем, Фаина никогда не стеснялась в выражениях — острые фразы слетали с ее языка только так.
«— Вот так и ждете моей смерти, чтобы плюнуть в гроб, — воскликнула одна из коллег Фаины.
— Нет, ненавижу стоять в очереди!» — сразу же выпалила Раневская.
Характер артистки подарил ее коллегам по цеху много седых волос, но они готовы были все терпеть за ее талант. О склоках Раневской с главным режиссером театра Моссовета Юрием Завадским слагают чуть ли не легенды.
«— Вы своими выходками сожрали весь мой замысел! — говорил режиссер на одной из репетиций.
— То-то у меня чувство, как будто дерьма наелась! — парировала Раневская.
— Вон из театра!
— Вон из искусства!» — в ответ сказала Фаина Георгиевна.
Вскоре актриса появилась и на Мосфильме. Там она встретилась с мастодонтом кино Сергеем Эйзенштейном. Режиссеру не разрешили взять Раневскую на роль Старицкой в «Иване Грозном», чего она не смогла простить. На этом карьера Фаины Георгиевны в кино прервалась на много лет. Был и светлый промежуток в этом беспросветье — главная роль в выдающемся фильме Михаила Ромма «Мечта». Благодаря этому фильму актрису стали благословить даже за океаном. Однако внутри своей страны гений Раневской находился на вторых планах — после этой картины никаких громких ролей у нее не было, но каждый эпизод с участием актрисы приводил зрителей в восторг.
Одна реплика «Муля, не нервируй меня!» Раневской в фильме «Подкидыш» чего стоит. При этом сама всесоюзная «Муля» не особо любила, когда ее так окликали. Из-за этого досталось даже генсеку Леониду Брежневу, когда состоялось вручение актрисе ордена Ленина. Фаина в карман за словом не полезла: «Леонид Ильич, ко мне так обращаются или мальчишки, или хулиганы». «Простите, но я вас очень люблю», — смутился политик.
«Разве это может быть счастьем?»
Знаменитые цитаты Фаины Раневской до сих пор вызывают улыбки на лицах людей. Однако далеко не все задумываются, что скрывается за этим умным и едким юмором. Актриса была человеком одиноким и неприкаянным. Об этом она сама говорила. Так, правду о жизни Раневской услышал лично от нее один фотограф, который попросил ее «быть повеселее» для снимка.
«Моя жизнь ужасно грустна, а вы хотите, чтобы я воткнула себе в задницу куст сирени и сделала перед вами стриптиз», — ответила она.
Личная жизнь у Раневской так и не сложилась, хотя сама актриса не раз заявляла, что выбор этот осознанный. Объяснение было простым — свое сердце артистка оставила в театре.
«Театр — это все, поэтому нужно сначала выбрать, что тебе важнее — все или театр. Я выбрала давным-давно, уйдя из семьи», — говорила Фаина Георгиевна.
Была ли советская знаменитость счастлива? Вряд ли. После смерти сестры Изабеллы, с которой они ненадолго воссоединились уже в старости, рядом с Фаиной Раневской остался лишь подобранный на улице пес Мальчик.
«— Вы счастливый человек? У вас столько поклонников, такая популярность.
— Разве в этом счастье? Счастье — это когда ты нужна, а когда кроме Мальчика в тебе никто не нуждается, разве это может быть счастьем?»
Накануне Россия вспоминала другую дату — 100-летие со дня гибели великого поэта Николая Гумилева. Этот день стал скорбной страницей в истории страны. О пугающих пророчествах и ужасающей казни гениального литературного деятеля писали НЕВСКИЕ НОВОСТИ.